В отличие от других телевизионных сериалов подобного жанра, «Вавилон-5» был задуман как произведения с выделенным началом, серединой и концовкой. Весь сюжет, по признанию Стражински, был продуман заранее, еще до отснятия первого эпизода, что, конечно же, придало повествованию атрибуты реалистичности и способствовало его идейной целостности. Телесериал состоит из 5 частей - телевизионных сезонов, каждый из которых включает 22 эпизода. Название каждого сезона совпадает с названием ключевой для его сюжетной линии серии:
- Первый сезон: «Пророчества и предсказания» (англ. «Signs and Portents»)
- Второй сезон: «Пришествие теней» (англ. «The Coming of Shadows»)
- Третий сезон: «Возврата нет» (англ. «Point of No Return»)
- Четвёртый сезон: «Не отступать, не сдаваться» (англ. «No Surrender, No Retreat»)
- Пятый сезон: «Огненное колесо» (англ. «Wheel of Fire»)
Основные действия сериала происходят в другой половине XXIII века вдали от Земли на космической станции «Вавилон-5», размещенной в «нейтральной зоне» галактического пространства. Размеры «Вавилона-5», по современным меркам, более чем внушительные: длина - 8 километров, вес - 2,5 миллионов тонн. (Сравните с параметрами Международной космической станции: длина - 58,2 м, вес 246 тонн на начало 2008 года). «Вавилон-5» вращается вокруг центральной оси, имеет небольшое вооружение и несколько звеньев космических истребителей собственного базирования, конструкция окрашена в синие и серые доминирующие цвета. Кстати, станция является последней в своей серии, так как предыдущее - «Вавилон», «Вавилон-2», «Вавилон-3» - были уничтожены до завершения строительства, а «Вавилон-4» бесследно исчезла за 24 часа до начала работы.
Станция
«Вавилон-5» была построена как
место для дипломатических контактов
, стимулирования торговли, обмена культурными ценностями, налаживания совместной деятельности и поддержания мира между множеством космических цивилизаций. Однако, не смотря на благие намерения основателей, станция становиться
также местом различных политических игр и интриг, которые часто перерастают в серьезные конфликты, служат
причиной вооруженных действий и даже крупномасштабных войн.
Именно война, как наиболее мощное и яркое проявление борьбы интересов различных цивилизаций (даже отдельных групп внутри одной цивилизации) - является тем стержнем, вокруг которого намотано огромное количество сюжетных линий этого телевизионного сериала. Несмотря на разницу причин возникновения военных противостояний - будь то во славу исповедуемых философских доктрин и глубинных склонностей, или же в силу жизненной необходимости и защиты собственной независимости - войны в сериале показаны как нечто неотделимое от пути развития и способа сосуществования различных рас разумных существ.
В основе многих перипетий сериала «Вавилон-5» положено культурно-социальное взаимодействие между космическими цивилизациями. Во вселенной «Вавилона-5» описано много инопланетных рас. Ключевыми из них выступают минбарцы (Минбарская Федерация), центаврийцы (Республика Центавра), нарнцы и люди (Земной Альянс). Существует еще так называемая Лига Неприсоединившихся Миров - различные (около двух десятков) более слабые в плане развития цивилизации, выступающие скорее фоном в межзвездной борьбе могущественных рас. Естественно каждой расе свойственны не только какие-то свои биологические особенности (порой довольно занятные), но и некое социальное и политически-административное устройство, исповедуемые религии, принятые за норму модели поведения - именно в этих отличиях и их реализации часто скрываются источники многих конфликтов, на которые так богат телесериал.
Высшую ступень развития представляют древние и еще более могущественные цивилизации - ворлонцы и их вечные противники Тени. При этом ворлонцы выступают носителями абсолютного порядка, а Тени исповедуют главной доктриной хаос. Обе сверхцивилизации охотно манипулируют младшими, хотя, как говорит М.Стражински: «Ни ворлонцы, ни Тени не видят себя, как завоевателей и поработителей... Обе стороны верят, что они делают то, что является правильным для всех нас. И как всякие заботливые родители, они делают так до тех пор, пока ребенок не будет достаточно силен, чтобы встать и сказать: «Нет, теперь будет так, как я этого хочу».
Качественная компьютерная графика дает возможность зрителю в полной мере насладиться красочными пейзажами звездных просторов и далеких планет, представить всевозможные типы космических кораблей и астроинженерных сооружений цивилизаций пребывающих на различном уровне развития. Вслед за героями сериала ощутить прелести гиперпространственного прыжка, отправиться в путешествие к неисследованной планетной системе и поучаствовать в крупномасштабном космическом сражении. Музыкальная тема тоже соответствует высокой планке сериала, за что следует отдельно благодарить композитора Кристофера Франке.
Большинство рас, представленных в сериале «Вавилон-5», является гуманоидными и им присущ весь спектр человеческих черт характера. По сути Стражински экстраполировал историю земной цивилизации и наделил субъектов космического будущего человеческими качествами и схожими мотивами поведения, в том числе жадностью, тщеславием, лицемерием и так далее. То есть будущее, представленное в сериале далеко не утопическое: в нем так же актуальны многие морально-этические проблемы, которые тревожили человечество на протяжении многих поколений. Технический прогресс не развязал их, а только вывел на новый уровень. Иные цивилизации по-разному стараются развязывать их, но это им, по большому счету, слабо удается. Даже сверхмогущественные (и много старше остальных), тысячелетиями враждующие между собой Тени и ворлонцы, выглядят как-то ущерблено со своими непоколебимыми доктринами, не способные понять, принять и взаимовыгодно дополнять друг друга
Сериал «Вавилон-5» ставит перед вдумчивым зрителем ряд вопросов. Главными из них являются извечные: «Кто мы? Чего желаем? Куда идем?» Даже сравнив несколько вероятных путей развития сообществ разумных существ (не столько технологического, сколько социального и морального), представленных в фантастическом произведении Стражински - однозначного выбора на пользу какого-то одного варианта сделать нельзя. Практически в каждом при желании можно найти как позитивные, так и негативные аспекты. Тем не менее, такое сравнение уже само по себе является способом поиска истины и возможного совершенствования, как отдельной личности, так и всей цивилизации.
Впрочем, по окончанию сериала можно с уверенностью сказать, что такие качества как сострадание и самопожертвование - должны быть ориентиром духовных стремлений разумного существа, какой планетой он не был бы порожден, какие принципы он не исповедовал, и в какую ситуацию не попадал бы. В противном случае эгоизм (часто возведенный на вершину священной догмы) будет постоянно ввергать его в новые и новые конфликты, причиной которых есть если не он сам, то подобные ему эгоистические существа и их сообщества.